Хронология
Иногда время необходимо, чтобы обратить наше внимание на реальность, встряхнуть нас. Мол, пора уже! Почему же чаще всего это нас расстраивает, чем радует?
Мне 36, а я ещё не...
Моему ребенку уже 4, а она...
Прошел год, а я так и не...
Уже полгода тянется также проблема, и я ее не решаю...
Таких мыслей обычно больше, чем:
"Мне 36 и я довольна собой в этом возрасте. И цели свои настолько быстро закрыла, что собой восхищаюсь." - нетипично, согласитесь? Сурова правда времени. Несёшь в себе образ, актуальный лет 10 назад, а тут - на тебе, календарь. "Мне по-прежнему 18." - ну что за обман! Мне не 18, и сейчас не 2004й год.
Разрушая/сопротивляясь ходу времени, мы разрушаем свою жизнь, подпитываясь иллюзией, что что-то в жизни можно стереть ластиком. (Одна из психологических защит - отрицание. Спасает на какое-то время, а потом мешает развиваться.)
Мое послание в том, что когда мы видим в человеке субъекта, хронология безбожно мешает. Мы теряем суть, пытаясь надеть на человека социальную рамку. Рамку ожиданий, что за конкретный промежуток времени ЧТО-ТО должно произойти. А если не произошло, тогда что?
Если я вижу в дочери четырехлетку, которая должна уметь то-то и то-то, то я перестаю видеть реального человека, у которой есть свои склонности, потребности и уже огромнейшая личная история. Не дай Бог, если по какой-то шкале наблюдается отставание: тогда фокус моего внимания и вовсе уйдет от живого и зафиксируется на мертвом: на несоответствиях. Понимаете, насколько губительными бывают отношения с хронологией?
На примере детей все обычно понятно: нормы развития нужно представлять себе, чтобы вовремя оказать помощь и не пропустить сензитивный период (чем дальше, тем сложнее научить ребенка, к примеру, говорить, да и все остальное.) Но видеть только это - разрушительно, потому что тогда отрицается индивидуальная история маленького человечка, который не обязан соответствовать ни чьим ожиданиям.
Что же происходит с нами, взрослыми?
Иногда бывает так: не имея опыта принятия своей индивидуальности, опыта быть любимым субъектом, мы учимся видеть себя, как объект, в рамках измерений.
Например: Я не знаю, какая я сама по себе, но я могу себя сравнить с другими. И здесь минута славы будет недолгой, чаще я буду проигрывать. Я не знаю, чего я хочу, но к 36 обычно полагается то-то и то-то. Потом из этой кучи никому на самом деле не нужных критериев я выберу тот единственный, который якобы нужен мне: деньги, внешность или количество мужей-детей, образований, домов.
Все эти истории можно будет озаглавить так: "Когда меня не отражали/не принимали." Потому что те, у кого есть опыт безусловного принятия, могут опереться на него.
Иногда нужно отодвинуть эту хронологию, шкалу сравнений, результатов, концепцию нормы-паталогии и увидеть собственную историю изнутри, из чувств.
"Мне объективно нужно вот так, но я внутри чувствую, что этого не случится, что это идёт вразрез с моей природой."
"Это - ненормально, но именно это я сейчас проживаю."
"Отец" бывает и хорошим. Товарищ Кронос, в честь которого мы говорим слово "хронология", жрал своих детей без зазрения совести. Но мужское-отцовское, то есть закон, объективные рамки, правила, суровая правда жизни могут быть нам надёжной опорой и связью с реальностью. Если он в паре с "хорошей матерью" - безусловным принятием своей индивидуальности.